Previous Entry Share Next Entry
Увлекательные подземные приключения
lunev
Пока я болею и сижу дома - решил наконец-таки написать подробно о том, зачем я выкопал рядом с башней огромную яму в земле.
Все началось очень мирно и скромно:
Время навести порядок с канализацией

Старожилы этого ЖЖ помнят, что рядом с башней была пристройка - нелепые сараи из говна и палок, возведенные чебуречниками на кафешном этапе жизни башни. Внутри этой пристройки находился страшненький узенький колодец, над которым чебуречними повесили умывальник:



После визитов в "Водоканал" стало понятно, что это, скорее всего, повортотный колодец канализации. Дело в том, что канализационные трубы городской системы кладут прямыми линиями. А там, где нужно сделать поворот - делали вот такой колодец. Его диаметр всего 50 сантиметров, и было очевидно, что как минимум на пару метров он завален мусором и, простите, фекалиями. После сноса пристройки туда еще нападало мусора, и я совершил одну из самых идиотских ошибок в истории с башней. Лезть в колодец и чистить его руками очень не хотелось и я начал его раскапывать - первый снимок поста как раз относится к этому моменту времени.

"Водоканал" сообщил, что трубы не находятся у него на балансе, а значит делать что-то с ними и колодцами он не намерен (хотя детская спортивная школа, стоящая за башней, пользуется именно этой трубой)
Никто не знал, на какой глубине будут находиться городские трубы, но я надеялся встретить их на глубине пары метров, прочистить, сделать более просторный колодец и пользоваться канализацией.

Фархат уже на глубине 3 метра. Труб канализации так и нет

Когда глубина ямы превысила три метра, я понял, что задача будет сложнее, чем я себе представлял. В конечном итоге, трубы были раскопаны на глубине четырех метров... И это оказалось ошибкой. Мусор, скопившийся в колодце за десятилетия, представлял собой что-то вроде пробки, и когда его выкопали - из труб полилось. Лилось довольно долго, яму затопило, а потом у нее обрушились стенки. После этого стало понятно, что копать дальше лопатой просто невозможно, пропитанный водой грунт превратился в кисель, на котором нельзя было стоять а стряхнуть эту кашу с лопаты очень трудно. Через несколько недель я впервые вызвал экскаватор:

Момент из фильма ужасов: ты в четырехметровой яме, а над тобой экскаватор

Копать экскаватором очень быстро и очень, ОЧЕНЬ дорого (особенно если сразу вывозить грунт). Беда лишь в том, что на ковше нет нервных окончаний, а значит, когда он зачерпывает свои 0,3 куба грунта, невозможно понять, что он зацепил нужную тебе трубу. Таким нехитрым образом эксаватор трижды отломал куски исходящей канализационной трубы, а яма стала слегка продолговатой и гораздо более объемной:

С этой клоакой срочно надо что-то делать :-)
Ближе к осени я вызвал человека со специальной промывочной машинкой для канализации и мы попробовал прочистить исходящую канализацию. Про все это я уже писал, поэтому просто кратко перечислю результаты:
- труба проходит по совершенно иному маршруту, чем это отображено на схемах "Водоканала";
- она, блин, проходит под шикарным кирпичным особняком моих соседей;
- она включается в рабочую городскую систему на крыльце здания СФТИ, примерно в 120-150 метрах от башни;
- где-то посередине маршрута в трубе стоит затор.

Затор этот, скорее всего, из гравия, т.к. вода от меня по трубе доходит до СФТИ, но значительно теряет напор и несет с собой мелкие камушки. После этого я попробовал трое стуок прокачивать трубу водой под стандартным давлением городского водопровода:

Ну что же, попробую своими силами промыть участок городской канализации. Шансы на успех невелики, но и бюджет несравним с вызовом большой промывочной машины

К сожалению, зримого эффекта это не возымело - вода протекала плохо и продолжала выносить мелкий гравий в колодец СФТИ.

С этим я ушел на зиму. Зимой я скидывал в яму весь снег, который покрывал двор перед башней, поэтому к марту ямы уже не было видно. Но когда снег в Томске растаял, оказалось, что в яме холодно и там он не тает совсем.

(как видите, в ворота как раз заезжает экскаватор - впервые в этом году)

Здесь я хотел бы сделать лирическое отступление и немного рассказать про водопровод. Когда из подвала башни было извлечено несколько тонн плывучей глины (вот что такое на самом деле "слабый грунт" - по весне он может просто течь как каша), выяснилось, что старинная чугунная труба, которая раньше подавала воду из башни на вокзал "Томск-1", находится под давлением. Где-то в неизвестном месте она подключена к городским водопроводным системам, а значит, в башне есть вода! Я срезал и вытащил из подвала те трубы, которые были не под давлением. Вот, например, поворотное колено:



Все это работало и не привлекало внимания лишь потому, что огромный вентиль на трубе был перекрыт в незапамятные времена. До этого вентиля в советские времена на трубу посадили седельный отвод с хомутом, который отдавал воду в еще одну трубу, проложенную лет сорок назад из подвала башни в сторону реки. На этом отводе тоже был вентиль (но уже поменьше) и мне снова здорово повезло - этот вентиль тоже был перекрыт. Для того, чтобы пользоваться водой, этот отвод был отрезан после вентиля, перекрыт заваренной заглушкой, а перед ней был установлен седельный отвод с переходом на пластик.
Вы не запутались? Еще раз: чугунная царская труба, от нее стальной советский отвод, от него мой пластиковый отвод. Все это, в принципе, работает, но занимает дофига места в подвале (чугунина диметром 200 мм и соответствующих размеров вентиль, а водопровод дальше сделан пластиком диаметром всего 32 мм, так что толстая труба просто не имеет смысла), а кроме того, слегка подтекает на соединениях. Дренажная яма в подвале все время стоит с водой, это не очень хорошо. Напрашивалась замена хотя бы куска чугунной трубы, заходящего в подвал. Я уже знал, что траектории канализации и водопровода пересекаются на некотором расстоянии от башни, так что выглядело логичным раскопать это место и сделать там колодец, в котором нахдились бы вентили и переходы.

Мне, по наивности, все еще верилось в то, что экскаватор может вырыть аккуратные каналы четырехметровой глубины, в которых я мог бы выполнить все работы и потом зарыть их обратно. Оказалось, что это не так. Во-первых, есть чисто геометрические ограничения экскаватора, не позволяющие ему выкопать узкую и глубокую траншею, если только он не стоит на ее конце и не сдвигается вместе с ним. Во-вторых, я боялся пускать экскаватор копать рядом с водопроводной трубой, ведь если бы он зацепил ее ковшом, последствия были бы катастрофическими (вы помните, да, что никто не знает - где эта труба врезана в городской водопровод и где ее можно перекрыть?). Пришлось несколько недель каждый день работать лопатой. В-третьих, весь май в Томске почти каждый день проходил ливень. В какой-то момент мне стало казаться, что некое метеорологическое божество издевается надо мной, так как сильный дождь размывал края котлована, они осыпались, яма становилась мельче и шире. Один раз обвалился край шириной около метра - на всю глубину ямы! В этот момент я был близок к тому, чтобы сдаться, просто закопать все обратно и забыть про городскую канализацию. Но шило в жопе и маниакальная настойчивость оказались сильнее.

Окончательный вариант ямы я сфотал несколько дней назад и для понимания нанес некоторые обозначения:



Как видите, котлован получился огромным - никаких узких траншей, это просто яма, границы которой соответствуют важным точкам по маршрутам коммуникаций.

1 - место пересечения царского водопровода с советской канализацией, выглядит вот так:

Все майские праздники я употребил на работу с тяжеленными окнами и на раскопки. Вот итог: внизу проходит 120-летняя труба водопровода, сверху примерно 50-летняя труба канализации. Раскопаю еще на метр вниз и буду делать в этом месте колодец из бетонных колец.

2 - вход водопровода в башню, по глубине совпадает с полом в подвале. Там узенький проход, через который можно протиснуться на корточках. Я лелеял мечту сделать подземный ход, но с учетом качества грунта на это нужно гораздо больше времени и денег, чем те, которыми я располагаю.

3 - выход канализационный трубы из детской спортивной школы. Оттуда постоянно тоненькой струйкой идут сточные воды, размывающие дно ямы, так что я пока заткнул его заглушкой через манжету.

4 - старый советсткий колодец конструкция которого очень похожа на разобранный мною в прошлом году. Местные жители говорят, что раньше на этом месте была колонка, запитанная от башни, а значит, на дне этого колодца проходит моя труба с отводом. Но колодец засыпан мусором и его глубина сейчас лишь чуть больше двух метров. В принципе, работая вдвоем, его можно было за день раскопать, но сейчас у меня нет помощников. Повторять ошибку с разбиранием колодца я не хочу :-)

Что я буду со всем этим делать? С учетом того, что было вывезено чуть ли не 150 кубов грунта, был соблазн сделать огромный подвал рядом с башней. Но для такой конструкции необходимо чтобы давление грунта продолжало передаваться на фундамент башни, а это значит, что пришлось бы кроме бетонной коробки под землей делать еще и усиливающие поперечные стены. И все конструкции пришлось бы лить бетоном толщиной не меньше 300 мм (опять же - оооооочень дорого).

Самый реалистичный вариант:

Канализация. В точках 1 и 3 делаются бетонные колодцы из колец. Между колодцами прокладывается обсадная труба чтобы канализацию не раздавило 4 метрами грунта, в ней спрятана пластиковая труба. Канализация либо соединяется герметично в своем нынешнем состоянии, а я в нее врезаюсь через обратный клапан, либо я все-таки найду способ промыть ее полностью под особняком соседа - это пока открытый вопрос. Если соединить герметично, геморроя, конечно, меньше, но я уверен, что в этом случае мои стоки и стоки детской спортивной школы будут канализироваться куда-то в грунт :-(

Водопровод. Чугунная труба глушится на несколько часов где-то (может даже на уровне района, я ищу выходы на соответствующих ребят из "Водоканала"), перерезается в точке 1 и точке 2. Ее отрезок между этими точками становится обсадной трубой для пластиковой трубы диаметром 32 мм, которая заходит в подвал. Кусок чугунины из подвала вместе с вентилем я продаю на аукционе :-) В точке 1 на рабочий конец старой трубы ставится накидной фланцевый адаптер из чугуна (я его уже заказал, он стоит 6 тысяч!!!), а уже на него прикручиается самодельная фланцевая крышка из стали с патрубком на 32 мм и маленьким вентилем. В этом месте у кого-то может появиться вопрос о том, почему бы на отрезанную трубу не наварить крышку, как это делают со стальными трубами. Я провентилировал вопрос и выяснил, что сварка чугуна - очень сложное дело, которое делают только крутые спецы. И при этом на водопроводе чугун все-таки не варят, т.к. перепады давления вызывают разрушающие нагрузки на шов (выполняемый, кстати, из цветных металлов типа никеля!)

Котлован. Учитывая качество грунта вокруг башни, засыпать котлован надо только песком, с отделением от грунта слоем геотекстиля. Причем при засыпке еще и трамбовать послойно, проливая водой. Вместе с тем, я почти уверен, что за сезон наполнитель котлована все-таки даст какую-то усадку. Кто-нибудь из читателей имел такой опыт?

В последних постах я все время ругаюсь на слабый грунт. Это и правда создает много проблем. Но в какой-то момент я вообще чуть не сошел с ума. После первых раскопок в этом году, обходя вокруг башни, я вдруг заметил, что между фундаментом и прилегающим грунтом рядом с котлованом появилась тоненькая щель. Почему такое могло произойти? Разумеется, я немедлено вообразил, что башня наклонилась в сторону ямы и теперь неизбежно упадет!!! Весь день я страдал, а ночью мне приснилось, что башня уже упала на дом узбеков. Утром понедельника я первым делом позвонил в "Генстройпроект" и, заикаясь от истерики, попросил чтобы на башню посмотрели эксперты. Приехавшие специалисты успокоили меня - просто после выемки большого количества слабого грунта, слой вокруг котлована дал усадку. Но расширять котлован дальше и снимать нагрузку с других сторон фундамента категорически не рекомендовали.

Еще они рассказали мне интересную вещь вот про этот белый пояс известняка высотой один метр:

Башня в разрезе сверху вниз: кирпичная кладка стен, метровое основание из известняковых плит и бутовая кладка до неизвестной глубины. Трактор докопал до минус трех метров, а где-то до минус 4,5 мне надо потрудиться лопатой

Меня при раскопках здорово удивило, что такие красивые резные плиты спрятаны под землю. Оказалось, что 120 лет назад это был наземный цоколь башни. То есть, у башни было крылечко, все как положено, но за десятилетия вокруг нарос "культурный слой", спрятавший эту красоту. В идеальном случае, мне следовало бы снять метр грунта вокруг башни на какой-то площади - для красоты и защиты известняка от грунта. Но это гигантский объем работы и непонятно, что делать с автомобильной дорогой, проходящей прямо у стены башни, тепловой камерой, спрятанной под дорогой и коммуникациями, которых рядом полно.

Сегодня на башню приехал первый камаз с песком. Этой небольшой порцией я отсыплю опорные площадки для колодцев, установлю бетонные колодезные днища и попробую предпринять авантюру с перерезкой водопровода (но сначала надо дождаться доставки фланцевого адаптера, который везут из Москвы). Подземелья буду рыть скрытно и только после того, как на башне закончатся все остальные работы :-)

  • 1
очень эмоционально написано, я аж вздрогнула, представив себе, что башня падает )

Блин, не дешевле было бы сделать автономку? Скважина для воды, септик для канальи.

Сейчас уже можно сказать - да, было бы дешевле. Но это не решило бы проблему со стоком канализации спортивной школы на мой участок и древней трубой под давлением, лежащей в подвале

ты с высотой своей башни можесь создать такое давление в канализации что выдавишь что угодно к кому угодно :)

И пусть уже они разбираются откуда это фотанирует :)

(Deleted comment)
чертовски захватывающая история.
желаю удачи!

Ты справишься!

Удачи! Очень интересный и смелый проект

Удивительное рядом!
Какая захватывающая история с канальей. Да и вообще, со всем строительством.

Edited at 2015-06-10 09:46 am (UTC)

тебе надо поискать в городе, кто занимается инженерными сетями

у них наверняка есть аппараты для механической прочистки трубопроводов

типа такого

http://www.vodopromservice.ru/mehanicheskaya-prochistka-sistem-truboprovodov.html

механический засор устраняется только такими аппаратами


Да, о чем-то таком я сейчас думаю. Я приглашал для консультации спецов, у которых совсем мощная техника, с рабочим расстоянием до 150 метров. Но они оценили работу "от 75 тысяч" и не гарантировали результат :-(

ну я думаю надо вопрос решать методом "знакомства" или одалживания аппарата на выходные

а это любые спецы, что тупо "продают" моточасы - не гарантируют результат никогда, им невыгодно.

что бурение, что прочистка, что копание.

Однажды был свидетелем прочистки забитого гравием стока.
Прочистка ведется с той стороны куда вода выходит. В трубу пихается пожарный рукав с брандспойтом на конце. В рукав дается напор и он как бревно пихается в трубу. Главное беречь руки, камни из трубы вылетают иногда достаточно быстро.
Часа за полтора вынули ведра 4 гравия из трубы длиной метров 30. Но я не уверен, что таким способом можно пройти 150 метров.

Да, в Питре мастера чистить любые трубы. И оборудование у них хорошее!

питер здесь ни при чём
то что на картинке - это Ротенбергер, немецкая машинка.

Больше чем уверен, что в деле прочистки труб китайцы сделали машинки не хуже

Какая насыщенная у тебя жизнь, Саша. Мне теперь даже стыдно вспоминать свои нервы по поводу ремонта на кухне %)
Удачи!

Так ты хлеб печешь, кухня - это важно!

После всех твоих рассказов думаю теперь строить не дом, а башню себе... С нуля. Поэтапно :) По этажу в год :)

Частный жилой дом выше 3 этажей и (кажется) 12 метров не позволят :-)

Это без проекта если.

Жесть какая.

А дожди всегда как назло идут тогда, когда нужно что-то делать под открытым небом где лишняя вода крайне не желательна.

У тебя со снегом и сборкой крыши сложнее было :-)

Шож ты летом то болеешь?

Это особый талант - на ровном месте в жару подхватить жестокую ангину.

(Deleted comment)
Засыпал на даче, канаву песком. Глубиной метр, шириной полтора метра, длинной метров 15 Торфяной грунт. Мембрану не клал, не хватило денег. просто приезжал камаз, с песком. Вываливал, я растаскивал песок по канаве. А в конце камаз поездил по песку утрамбовал, так сказать. потом всё это заливалось обильно водой. И Питерскими дождями.
всё делалось в сентябре 2014. Сейчас песок после весны утрамбовывался, стал чуть ли не монолитным. Не знаю что будет через лет 5. но там будет дом на винтовых сваях. так что нагрузки на сам песок небудет

Александр, по поводу пробития трубы под участком соседей.
Ещё не факт, что труба цела. Может быть она забита цементом, либо вообще строя коттедж, строители сломали участок трубы...

Поиск комуникаций

Александр, могу посоветовать, если стоит проблема с поиском подземных коммуникаций (нет документов, утеряны и тп.) воспользоваться таким ценным прибором как трассоискатель. Существуют различные модификации, для поиска поземных кабелей, труб и тп.
Лучше брать в аренду конечно, хорошая техника обычно дорогая.
Принцип такой. На трубу около башни, в вашем случае водопроводная труба), вешается нечто вроде рамки (запитывается от батареек, которая является генератором определенной последовательности волн (тональность обычно выбирается специально), иногда требуется полный контакт с железом трубы.
Затем вооружается штукой похожей на металлоискатель, обычно имеет встроенный динамик, наушники, у дорогих версий - жк-экран. Калибруете (настраиваете по минимуму, иначе будет фонить вся округа) его на месте по уровню сигнала от трубы, и далее просто идете по грунту над трубой. Конечно возможны нюансы, когда искомая труба угодит глубже или над ней оказывается какое-то экранирующее сигнал сооружение или бетон, но в любом случае направление и трассу поиска вы узнаете относительно точно.
Успехов.

Edited at 2015-06-21 10:40 am (UTC)

Замачивать грунт в основании фундамента - не очень хорошо. А замораживать его зимой - еще хуже) Желательно закопать котлован настолько скоро, насколько это возможно.

Надо заручиться поддержкой в мэрии и повесить на Водоканал обустройство канализации в спортшколе, раз уж это муниципальное предприятие. Организовать пару писем от спортшколы и озабоченных родителей.
"Детям ходить некуда!"
"Пока раскопано, вам же легче!"

  • 1
?

Log in